Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Упоминание термина «интернет» на сегодняшний день может содержать в себе смыслы не только компьютерной, но и социальной направленности. Международная компьютерная сеть стала новым СМИ, общедоступным средством массовой коммуникации, площадкой политических и экономических операций, местом проведения досуга. Интернет проник практически во все сферы общества, его широкое вхождение в наш быт и жизнь произошло гораздо быстрее массового освоения таких технических изобретений конца XIX - первой половины XX в., как телефон, радио, телевидение. Интернет предоставляет современному человеку много возможностей: коммуникация, поиск нужной информации, развлечения и др., люди взаимосвязаны в киберпространстве. Оказывая развивающее влияние на способность действовать, интеллектуальные навыки компьютеризированной деятельности могут подавлять сферу межличностного взаимодействия, ограничивая реальные социальные контакты. Трудности в установлении и поддержании межличностных отношений, чрезмерное использование компьютера в ущерб всему остальному, усиление конфликтов из-за увлечения Интернетом - это лишь некоторые из критериев определения феномена интернет-зависимости.
Интернет-зависимость - далеко не последняя в списке типов зависимого поведения. Наверное, практически любое человеческое хобби в его крайних формах позволяет говорить о развитии психологической (но обычно не физической) зависимости. Подростковый возраст - это время, когда быстро происходящие психологические и физиологические изменения, изменение социальных требований и социальной сферы в сторону растущей личности часто вызывают различные отклонения в поведении, а также нейропсихологические и эмоциональные расстройства.
Анализ исследований, направленных на изучение психологических последствий интернет-зависимости в подростковом возрасте, показал, что: количество подростков и юношей - пользователей Интернета постоянно увеличивается; чрезмерное пристрастие к Интернету негативно сказывается на психике, деструктивно влияет на ребенка; глубоких исследований в этой области нет в связи с относительной новизной феномена интернет-зависимости, который до сих пор практически не рассматривался в русскоязычной литературе. Проблеме посвящено очень мало работ Интернет-зависимости в подростковой среде.
Наиболее актуальна проблема Интернет-зависимости среди подростков, так как подавляющее большинство школьников - активные посетители Интернета. Один из основных вопросов профилактики данного явления - изучение психологических особенностей подростков с разной интенсивностью проявления Интернет-зависимости.
Проблема: на сегодняшний день жизнь немыслима без информационных технологий. Буквально все сферы современной жизни человека построены на их использовании, но наряду с этим, существует проблема зависимости людей, особенно детей и подростков, от сети Интернет, которая во многом заменяет им реальную жизнь
Объект исследования: проблемы психологической особенности личности подростка с интернет зависимостью.
Предмет исследования: особенности Интернет-зависимости в подростковом возрасте.
Гипотеза: Существует взаимосвязь между уровнем выраженности интернет-зависимости у подростков и их психологическими особенностями и поведением в интернет сети.
Цель исследования: рассмотреть психологические особенности личности подростка с интернет зависимостью.
В соответствии с предметом, целью и гипотезой исследования были поставлены следующие задачи:
рассмотреть понятие интернет-зависимого поведения;
изучить психолого-педагогические аспекты интернет-зависимости у подростков;
определить влияние интернета на развитие личности подростка;
рассмотреть методы и методики исследования ;
изучить результаты и их обсуждение;
дать рекомендации по профилактике Интернет-зависимости у современных подростков.
Методологическая база исследования. При работе над исследованием были использованы базовые положения психологической теории личности (Б. Г. Ананьев, С. Л. Рубинштейн и др.), исследования закономерностей формирования личности и характера в подростковом возрасте (Л. И. Божович, Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, А. Е. Личко и др.), и исследования психологических факторов риска Интернет-зависимости (А. Е. Войскунский, К. Янг и др.).
Методы исследования. Для решения поставленных задач в исследовании и проверки гипотезы был использован комплекс общенаучных и психологических методов: теоретический анализ литературы по проблеме Интернет-зависимости в подростковом возрасте; тестирование подростков с помощью анкеты «Выявление уровня Интернет-зависимости» К. Янг, тестов «Оценка уровня общительности» В. Ф. Ряховского и «Выявление уровня самооценки» С. В. Ковалева, а также методики «Шкала оценки уровня реактивной и личностной тревожности» Ч. Д. Спилберга и Ю. Л. Ханина с целью выявить особенности проявления Интернет-зависимости в подростковом возрасте; количественный и качественный анализ эмпирических данных.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.
Глава 1. Теоретические аспекты проблемы психологической особенности личности подростка с интернет зависимостью
1.1 Понятие интернет-зависимого поведения
Феномен Интернет-зависимости можно определить как «нехимическую зависимость от пользования Интернетом». Однако, Интернет-зависимость, в некоторых психологических словарях определяется как, психическое расстройство, характеризующееся навязчивым желанием подключиться к интернету, а также болезненная неспособность отказаться от него.
Таким образом, на сегодняшний день еще не устоялось единого определения к данному явлению. В научной литературе так же используются такие определения, как «зависимость от Интернета», или «Интернет-аддикция», а также «патологическое/ избыточное применение Интернета». При разнообразном обилии всевозможных наименований многие специалисты и ученые солидарны в определении поведенческих характеристик, которые могли бы быть причислены к данному синдрому (явлению) .
Сегодня компьютеризация и интернетизация затронула практически все слои жизнедеятельности. Патологическое использование интернета среди молодежи становится проблемой над решением которой работают психологи, социальные работники, врачи. Впервые термин «интернет-зависимость» был введен в употребление нью-йоркским психиатром Айвеном Голдбергом для описания патологического и непреодолимого желания использовать интернет. Под интернет-зависимостью он понимал расстройство поведения, возникающее в результате использования сети, которое оказывает пагубное влияние на домашнюю, образовательную, социальную, рабочую, семейную, финансовую или психологическую сферу человека.
Интернет дает возможность уйти от реальности и спрятаться от всех проблем. Согласно наблюдению и беседе с подростками около 90% подростков общаются друг с другом в социальных сетях. По их словам они чувствуют дискомфорт в отсутствии телефона и особенно интернета. Западные исследователи пришли к выводу, что самый опасный возраст с точки зрения введения в аддиктивное поведение - это возраст до 20 лет. В России в категорию молодежи входят люди от 14 до 30 лет. Совет Федерации предложил увеличить этот возраст до 35 лет, учитывая, что идет процесс инфантилизации молодых людей, которые не спешат выходить из-под родительской опеки. Кроме того, депутаты, в частности, вице-спикер Госдумы Ольга Епифанова, считают, что интернет-зависимость приводит к снижению рождаемости, поскольку молодые люди практически «живут» в сети, что искажает ориентир на семейные ценности. Так, борьба с интернет-зависимостью. среди молодежи является государственно-важной проблемой.
Следует отметить, что до сих пор, нет общепринятого определения интернет-зависимости и единых критериев ее оценки. Считается, что на то, как молодые люди воспринимают и используют интернет, влияют социально-экономические и психофизиологические характеристики человека.
Работы западных ученых в основном посвящены операционализации понятия «интернет-зависимость» и выделению ее критериев. Так, К. Янг, одна из наиболее авторитетных специалистов в области изучения данного феномена в США, разработала типологию интернет-зависимых пользователей.
Позднее Д. Гринфилд и М. Гриффите сформулировали примерные критерии интернет-зависимости. В частности, Д. Гринфилд отмечает, что интернет-зависимость многомерна, включает проявления эскейпизма, поиска новизны, стремления к стимуляции чувств, эмоциональную привязанность к интернету, желание ощутить себя сетевым «гуру» .
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Авдулова, Т.П. Психология подросткового возраста [Текст] / Т.П. Авдулова. – М.: Изд-во Юрайт, 2018. 394 с.
2. Акулова, Е.В. Индивидуальные – психологические особенности пользователей сети Интернет [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://nadfl.ru/work/10391/lichnostnye-osobennosti-lyudej-kotorye
3. Бережнова, Д.Б. Влияние виртуальной среды на агрессивное поведение подростков [Текст] / Д.Б. Берехнова, А.А. Москаленко // В сборнике: Теоретические и практические аспекты социальной педагогики и психологии девиантного поведения. 2017. – С. 11-14.
4. Брагина, О.А. Современные научные взгляды на феномен психологической зависимости от онлайн-игр как один из видов интернет-аддикции [Текст] / О.А. Брагина // В сборнике: Advances in Science and Technology. Сборник статей IX международной научно-практической конференции. 2017. – С. 165-167.
5. Брагина, О.А. Современные научные взгляды на феномен психологической зависимости от онлайн-игр как один из видов интернет-аддикции [Текст] / О.А. Брагина // В сборнике: Advances in Science andTechnology. Сборник статей IX международной научно-практической конференции. 2017. – С. 165-167.
6. Бурова, В.А. Социально психологические аспекты интернет – зависимости [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://psychology.5bb.ru/viewtopic.php?id=132.
7. Васильева, Е.В. Компьютерная зависимость подростка как социально-психологическая проблема [Текст] / Е.В. Васильева / Психолого-педагогический журнал Гаудеамус. 2016. – Т.15. №2. – С. 32-39.
8. Войскунский, А.Е. Концепции зависимости и присутствия применительно к поведению в Интернете [Электронный ресурс] // Медицинская психология в России. 2015. № 4 (33).– Режим доступа: http://mprj.ru
9. Григорович, Е.С. Формирование личности в учения А. Адлера [Текст] / Е.С. Григорович. Уфа «Аэтерна». – 2016. – 53-55 с.
10. Егоров, А.Ю. Современные представления об интернет-аддикциях и подходах к их коррекции [Текст] / А.Ю. Егоров // Медицинская психология в России: электрон. науч. журн. – 2015. – N 4(33). – С. 4 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://mprj.ru
11. Жичкина, А. Взаимосвязь идентичности и поведения в Интернете пользователей юношеского возраста // Психология и интернет, [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://flogiston.ru/articles/netpsy/avtoref_zhichkina
12. Закаблукова, А.А. Психологические и физиологические признаки кибераддикции у подростков [Текст] / А.А. Закаблукова, Л.П. Капустина // Научный альманах. 2017. № 1-2 (27). – С. 330-333
13. Интернет в России: динамика проникновения. Интернет газета Фонд Общественное Мнение [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://fom.ru
14. Колчанова, Л. Психологические проблемы Интернет-зависимости [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://imago.spb.ru/soulbody/ articles/article3.htm
15. Коптелова, Н.И. Социально-педагогическая профилактика компьютерной зависимости у подростков в общеобразовательных учреждениях [Текст] / Н.И. Коптелова // Молодой ученый. – 2015. – №24. – С. 970-973
16. Мартынова, О. Критерии оценки Интернет-зависимости [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://addiction.id.lv/internet-addiction/internet-zavisimost.html
17. Методологические подходы к раннему выявлению Интернет-зависимого поведения. В.Л. Малыгин, К.А. Феклисов, А.Б. Искандирова, A.A. Антоненко [Электронный ресурс] – Режим доступа: http/medpsy.ru.
18. Репина, М.А. Проблемы интернет – зависимости подростков [Текст] / М.А. Репина, А.Ф. Федоров // Молодой ученный. – 2014. - №20. – 79 с
19. Сорокина, А.Б. Интернет в жизни современных подростков: проблема и ресурс [Текст] / А.Б. Сорокина // Современная зарубежная психология, 2015. – Том 4. №1. – С. 45-64.
20. Тест на интернет зависимость Кимберли Янг [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://psychojournal.ru/internet_addiction.html
21. Удовенко, Е.В. Интернет зависимость в подростковом возрасте [Текст] / Е.В. Удовенко // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. – 2017. - №4-5. – 93-96 с.
22. Фролова, Д.А. Исследование психологических характеристик личности интернет – зависимых подростков [Текст] / Д.А. Фролова. – г. Шуя. – 2013. – 58-59 с.